sterh1973 (sterh1973) wrote,
sterh1973
sterh1973

Categories:

Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь. Спасский собор и колокольня с храмом Алексия, человека Божия

Вологда. Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь. Спасский собор и колокольня с храмом Алексия, человека Божиего

Вологда. Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь. Спасский собор и колокольня с храмом Алексия, человека Божиего

Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь. Собор Всемилостивого Спаса и Происхождения Четных Древ Животворящего Креста
Адрес: Вологда, посёлок Прилуки, улица Монастырская, 1
Строительство: 1537-1542 годы, 1654–1672 — строительство папертей, 1813-1817 годы — восстановительные работы
Стиль: Древнерусское зодчество

Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь. Колокольня
Адрес: Вологда, посёлок Прилуки, улица Монастырская, 1
Строительство: 1644-1656 годы, перестройка — 1720-е годы
Стиль: Древнерусское зодчество с элементами барокко

Спасский собор и его колокольня расположены в центре монастыря. Это первый каменный храм в Вологде. Чтобы строительство могло осуществляться как можно скорее, Иван Грозный даже повелел освободить монастырь от всяких пошлин. Собор построен в 1537–1542 годах. В 1542 году Иоанн IV посетил Спасо-Прилуцкий монастырь и вновь построенный собор.
Спасский собор возведен по типу московских. Это двухэтажный храм кубической формы, четырехстолпный, трехапсидный. Собор увенчан пятью шлемовидными главами, расположенными на круглых барабанах. У основания глав, на барабанах, – карниз, украшенный орнаментальной прорезью. Первый этаж со сводчатым перекрытием, крестовидные своды верхнего храма поддерживаются четырьмя пилястрами, карнизы пилястр поддерживают три полукруглые закомары. Западная паперть пристроена к собору до XVII века. Северная и южная паперти пристроены позднее, между 1654–1672 годами.
Крыльцо западной паперти устроено из двух каменных кувшинообразных столпов и двух полустолпов. Столпы поддерживают по две арки, висящие с каждой стороны. Сопряжение арки заканчивается гирькой. Западная сторона крыльца имеет фронтон, карниз которого между осями столпов вырезан. На гладкой стороне фронтонов выписана фреска.
Собор доминирует среди окружающих его строений и выделяется своим величавым обликом. Монументальный кубический объем его, поставленный на высокий подклет, выглядит еще более внушительным. С трех сторон собор окружен галереей, а с восточной стороны к нему примыкают три массивных апсиды. Венчают здание пять широко расставленных мощных глав, придающих большую устойчивость его облику. Каждая стена храма разделена широкими плоскими лопатками на три прясла. Над стенами возвышаются два яруса крупных полуциркульных закомар с небольшим килем посредине.
В архитектуре собора Спасо-Прилуцкого монастыря ощутимо влияние столицы, но в отличие от московских церквей храм исполнен той подчеркнутой скромности, которая присуща северному зодчеству. Декоративное решение фасадов чрезвычайно лаконично. Небольшим разнообразием отличается убранство барабанов, состоящее из поясков бегунца, нишек, арочек и поребрика. 17 сентября 1811 года от забытой внутри собора свечки случился пожар. Сгорело все внутреннее убранство. Обгорели некоторые главы.
В 1812 году, при вторжении французов в столицу, в обгоревшем соборе хранились вывезенные из Москвы драгоценности патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой Лавры, Чудова, Новоспасского, Знаменского, Угрешского, Покровского, Новодевичьего, Вознесенского монастырей и некоторых московских соборов. Драгоценности хранились здесь до освобождения Москвы.
В 1813–1817 годах провели работы по восстановлению собора. При исправлении поврежденных глав им была придана кувшинообразная форма. Восстановили обгоревшие стены. Ярославский мастер Иван Баранов с восьмью товарищами оштукатурил стены внутри собора. В 1841 году вологодский крестьянин Михаил Горин сделал на соборе новую главу с крестами и новый шпиль на колокольне. Ныне собору и колокольне придан первоначальный вид. В нижнем этаже собора помещались гробницы Димитрия Прилуцкого и князей угличских: Иоанна и Димитрия, сосланных Иоанном III на заточение в Вологду. Иоанн принял в монастыре постриг с именем Игнатий. Гробницы святых преподобных Димитрия и Игнатия Прилуцких восстановлены – это святыни монастыря, благоговейно почитаемые братией и паломниками. В верхнем храме в начале XX века было три престола:
Всемилостивого Спаса и Происхождения Четных Древ Животворящего Креста – в средней части;
Преображения Господня – в пристроенной южной паперти;
Благоверного великого князя Александра Невского – в северной паперти.
В нижнем храме, было, пять престолов:
Преподобного Димитрия и благоверного князя Игнатия;
Преподобного Сергия Радонежского чудотворца;
Сретения Господня;
Богоявления Господня;
Успения святой Анны, матери Пресвятой Богородицы.

Первая колокольня при Спасском соборе была построена в XVI веке. Располагалась она в северо-западном углу галереи. В первом ярусе колокольни находился храм во имя Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Константинопольского патриарха Иоанна Златоуста. Над церковью располагался открытый ярус звона, на который вела частично сохранившаяся до нашего времени в толще стены узкая лестница. В 1720 году старая церковь-колокольня была почти полностью разобрана, а колокола перенесены на новую. К настоящему времени от старой колокольни сохранилась только нижняя часть – подклет и первый ярус восьмигранного столпа, перекрытый сводом.
Между 1644 и 1656 годами рядом с церковью-колокольней Трех святителей выстроена новая, более высокая колокольня. С западной стороны к новой колокольне примыкает невысокая пристройка – церковь Алексия, человека Божиего. Таким образом, новая колокольня также, как и старая, была призвана совмещать функции колокольни и храма.
Стоит отметить, что оба престола старой и новой колокольни упразднены еще в дореволюционный период.
Первоначально колокольня, выстроенная в традициях середины XVII века, была шатрового типа. Ее широкая нижняя часть – подклет с двумя кельями и двухъярусный четверик – декорирована скромными наличниками, плоскими лопатками и поясом кокошников по границе между двумя ярусами. Поставленный выше восьмерик сразу переходит в открытый ярус звона с арочными проемами. Прежнее шатровое завершение снято в 1720-е годы, при этом стены звона надложены, и на них водружен еще один восьмерик, в котором были поставлены большие колесные часы с боем (не сохранились).
В 1736 году на новой колокольне было восемнадцать колоколов. Большой колокол весом 357 пудов 30 фунтов и Вестовой колокол весом 55 пудов с изображением князей Дмитрия и Ивана Углицких, отлиты в 1736-1738 годах белозерским посадским человеком Иваном Калиновичем Коркуцким. В 1930-е годы колокола были пущены на переплавку.
В конце XVIII века верхний восьмерик получил завершение в виде фигурной кровли, завершающейся небольшим шпилем. В 1841 году крестьянин Михайло Горин сделал на колокольне и новый шпиль, который просуществовал до середины ХХ века.
В 1967-1968 годах колокольня реставрировалась: исправлена кладка стен, они были отштукатурены и побелены. Тогда же завершение колокольни было надстроено еще одним четвериком, завершенное луковичной формой.
В 2007 году для Спасского собора на средства Клуба делового общения города Вологды были отлиты 14 колоколов. Тогда же их водрузили на колокольню. В августе 2008 года в монастыре освящен и поднят на звонницу главный колокол. Его изготовили в г. Тутаеве Ярославской области. Самый большой колокол Спасо-Прилуцкой звонницы весит 1640 килограммов. На его изготовление ушло около 9 месяцев и примерно миллион рублей. Новые колокола – это важный, но лишь очередной этап возрождения духовной жизни монастыря, который является культурным центром не только Вологды, но и всей России.

http://spas-priluki.ru/monastyr/istoriya
http://cultinfo.ru/infoproject/temples/index.php?id=124
Tags: 1537-1542 годы, 1644-1656 годы, 1720-е годы, 2017 год, 35 стерх, алексей шаповалов стерх, архитектура, барокко, вологда, вологодская епархия, вологодская область, город, древнерусское зодчество, колокольня, памятник архитектуры, поселок прилуки, родина, россия, северо-запад россии, сентябрь, собор всемилостивого спаса, спасо-прилуцкий дмитриев монастырь, спасский собор, храм алексия человека божия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments